Немецкий танк первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков.
Например, 23.06.1918 года фирмой "Крупп" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.
Проектирование машины, получившей обозначение LK-III, с более рациональной компоновкой, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II.
В танке LK-III двигатель разместили в кормовой части, а боевое
отделение и отделения управления сместили вперед; схема же управления и
гусеничное шасси были, как и у Leichter Kampfwagen-II. Двигатель должен
был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или
особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с
вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же
раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях
и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного
сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей,
укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач.
Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое
отделение, пусковой рукояткой. Один пулемет или орудие устанавливались
во вращающейся башне.
Схема моторно-трансмиссионной группы танка LK-III
(нажмите на изображение для увеличения)
(нажмите на изображение для увеличения)
1 - двигатель, 2 - радиатор, 3 - подмоторная рама, 4 -
вал главного сцепления, 5 - коробка передач, 6 - приводной вал, 7 -
картер бортового редуктора, 8 - пусковая рукоятка
Французский легкий танк "Рено" FT-17 появился на один
год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же
компоновочной схеме, которая позже стала называться "классической". В
первой мировой войне германские войска встретились с танками "Рено" FT в
мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их
влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: "В Германии неприятельские формы ..
малых танков были совершенно неизвестны".
Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.
Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.
Тяжелые штурмовые танки
"Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк"
(германский генерал Цвель)
(германский генерал Цвель)
В середине 1918 года фирмой "Обершлезише Хуттенверке"
был представлен проект "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), который
заслуживает особого внимания.
Танк имел компоновку с передним расположением
отделения управления, средним - боевого, задним - двигательного. 57-мм
пушка (основное вооружение) размещалась во вращающейся, с командирским
куполом, цилиндрической башне, два пулемета находились в передней и
задней малых башнях. Вес танка планировался 20 тонн, и двигатель AS3
"Аргус" (авиационного типа) обеспечил бы удельную мощность 9 л. с./т.
Запас топлива был в два раза больше, чем у танка первой мировой войны
A7V и составлял 1000 л. Среднее положение ведущего колеса - являлось
особенностью ходовой части - оно входило в зацепление с верхней ветвью
гусеницы и прикрывалось броней.
Sturmpanzerwagen "Oberschlesien"
|
|
|
|
1 - посадочные люки, 2 - ведущее колесо, 3 - двигатель, 4 - коробка передач, 5 - тормоз, 6 - 57-мм пушка, 7 - пулеметы MG.08
|
|
|
Такой многозначительный проект привлек внимание
Ставки, которая распорядилась 5 октября построить два опытных образца.
Через неделю, чтобы ускорить процесс, было принято решение строить
Sturmpanzerwagen "Oberschlesien II" на шасси с задним ведущим колесом
типа "Холт-Катерпиллер", но этого так и не удалось сделать, это был еще
один нереализованный проект.
Модели танка Sturmpanzerwagen "Oberschlesien"
|
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики тяжелого штурмового танка "Обершлезиен" (Sturmpanzerwagen "Oberschlesien")
Боевая масса, т |
19
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, |
мм
|
длина |
6700
|
ширина |
2340
|
высота |
2965
|
клиренс |
600
|
Броня, мм:
|
|
лоб, борт и корма |
14
|
крыша и днище |
8
|
Вооружение |
57-мм пушка и
два 7,92-мм пулемета MG.08 |
Двигатель |
"Аргус" AS3, карбюраторный, мощность 180 л. с. при 1400 об/мин
|
Скорость по шоссе, км/ч |
16
|
В октябре 1918 года были представлены другие проекты -
"пехотный" танк "Гессен-Кассель" фирмы "Вегман", "тяжелый штурмовой"
танк "Ганновер" Л. Элерса, также упоминается проект фирмы "Бенц-Браунер"
- танк "Хорьх".
Подводя небольшой итог, можно вспомнить, что Германия
в первой мировой войне за 1917-18 годы построила всего 20 серийных
танков A7V, и плюс несколько опытных танков. Если сравнить, то выпуск
танков в 1916-1918 годах составил:
- Франция - 800 средних и 3177 легких танков
- Великобритания - 1615 тяжелых, 200 средних и 35 специальных танков
Хронология работ над танками в Германии в 1916-1918 гг.
В годы первой мировой войны Франция, Великобритания
и Германия положили начало своему танкостроению. Германия, хоть и была
наименее удачливой и последней в списке по производству танков, но
смогла извлечь из опыта войны более ценные и глубокие выводы в
отношении танков и противотанковой обороны, впрочем, так часто бывает с
проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам сослужил тактический
опыт, который свидетельствовал об основных принципах применения танков и
их боевой роли.
Мирный договор был подписан в Версале 28.06.1919
года, на его основании немцам запрещалось иметь танки, а более точно -
запрещались: "производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей" (статья 171). Но соблюдался ли этот запрет? - вопрос риторический.
Комментариев нет:
Отправить комментарий